21:01 | ||
Еще один прыжок через Атлантический океан, и возмущение достигло США, приняв форму движения «Захвати Уолл-Стрит» (Occupy Wall Street). Революционные события прокатились от Исландии до Израиля и России, придав новый толчок народным волнениям, которые уже несколько лет сотрясали Грецию. Вдобавок ко всему беспорядки в Лондоне, погромы, совершаемые молодежью из наиболее бедных районов. «И главным связующим звеном этого со всей очевидностью является кризис». Чтобы осмыслить все эти события в мировом масштабе, была написана книга «Захватим мир!» ('Occupy the World'), недавно увидевшая свет в издательстве Icaria. На ее страницах собраны размышления и наблюдения представителей интеллигенции и активистов, прошедших через этот новый цикл «глобальных выступлений народных масс». Среди авторов мы видим имена Славоя Жижека (Slavoj Zizek), Эрика Туссена (Eric Toussaint), Сантьяго Альбы Рико (Santiago Alba Rico), Эстера Виваса (Esther Vivas) и Виктора Сампедро (Víctor Sampedro). Книга вышла под редакцией Хосебы Фернандеса (Joseba Fernández), Карлоса Севильи (Carlos Sevilla) и Мигеля Урбана (Miguel Urbán), с которыми мы беседуем в книжном магазине Marabunta, расположенном в мадридском районе Lavapiés. Главная цель этой книги, поясняет Урбан, заключается в «попытке рассказать нечто большее, чем было известно до сих пор, проанализировать то, что можно было бы назвать зарождающимся движением глобального сопротивления и, в первую очередь, обозначить те общие черты, которые по нашему мнению, существуют между народными восстаниями в арабских странах (без которых невозможно понять массовые митинги на площадях Мадрида и Афин), движением «Захвати Уолл-Стрит», беспорядками в Лондоне и тем, что происходило в России». Кульминацией всех этих выступлений стали демонстрации, прокатившиеся по крупнейшим городам мира 15 октября 2011 года и ставшие одними из самых крупных после Второй мировой войны. «Все эти демонстрации были не только объединены одной общей идеей, в них начинает прослеживаться взаимосвязь форм и сценариев коллективного действия. У способов ведения борьбы нет авторских прав. Их можно копировать, адаптировать и передавать за рубеж». «Многие удивились тому, что в книге мы охватываем столь разные процессы», поясняет Хосеба Фернандес, «но за всем этим стоит мировой экономический кризис» и «во всем явно ощущается стремление к демократии, хотя оно и находит проявление в разных формах». Будучи историком по образованию, Урбан, в отличие от Хосебы, не делает немедленных выводов. Для меня это еще не закончилось, процесс продолжатся. И они не выиграли, и мы не проиграли, что очень важно. «Это как анекдот, который мне всегда рассказывает Хуан Карлос Монедеро (Juan Carlos Monedero): в 70-е годы одного китайского министра спрашивают о значении, которое имела Великая французская революция, а он отвечает, что для ответа на данный вопрос прошло еще слишком мало времени», вспоминает Хосеба. Дело в том, что мы наблюдаем за еще не закончившимся процессом, причины которого проанализировать достаточно сложно. В какой-то мере в книге предпринимаются попытки предложить инструменты для проведения такого анализа. Но предположить, в какую сторону мы движемся, невозможно. Партия только разыгрывается». Через все страницы книги красной нитью проходит желание авторов рассказать историю своими словами, поскольку, по их мнению, существуют две опасности. Первая из них уже миновала и заключается в «чрезмерных надеждах, возлагаемых на само протестное движение, полагая его способным дать исчерпывающие ответы на все вопросы и имеющим в своем распоряжении некий философский камень, который поможет преобразовать мир». Ввиду этого они считают необходимым, чтобы «движение критически оценило само себя, осознало свои ошибки и внутренние противоречия и провело работу по их исправлению. Движение противоречиво, и таковым должно быть». Другая опасность заключается в том, чтобы рассказ не вышел слишком серым и невыразительным. Вести повествование должны непосредственные участники событий, чтобы таким образом не допустить выхолащивания политического содержания и не превратить его в нечто похожее на народные предания, где нет никаких жестких политических и социальных требований». Почему такое количество авторов? Прежде всего, можно сказать, книга написана людьми, видевшими все события изнутри, принимавшими в них непосредственное участие, поясняет Урбан. Все авторы в той или иной форме участвовали в демонстрациях и митингах. Карлос Севилья уточняет, что все они в один голос говорят о грядущих переменах. Сначала мы думали о темах и только потом о людях. Нельзя сказать, что нам был нужен именно Жижек. Мы просто хотели, чтобы кто-нибудь написал о событиях в Лондоне, и самое интересное написал он. Мы хотели, чтобы кто-нибудь рассказал о причинах, которые привели к акциям протеста в связи с государственным долгом. При этом мы вовсе не думали об Эрике Туссене. Мы хотели, чтобы кто-нибудь написал о важности социальных сетей в интернете, но не хотели, чтобы об этом писал Гильермо Сапата (Guillermo Zapata). Мы хотели, чтобы кто-нибудь написал о зарождающемся новом языке, но при этом мы вовсе не хотели, чтобы это обязательно были авторы, публикующиеся на блоге Madrilonia. Мы хотели, чтобы кто-нибудь написал о народных выступлениях в арабских странах, и на ум немедленно пришло имя Сантьяго Альбы Рико. Мы хотели, чтобы кто-то написал о движении «Захвати Уолл-Стрит», и связались с Чинцией Аррузой (Cinzia Arruza). Фернандес добавляет, что «многие намеревались написать о движении возмущенных, зародившемся в Испании 15 мая, но никто не представил международную панораму этого явления. Именно то, что развитие протестных движений представлено в мировом масштабе, придает особую значимость книге. Что-то типа паззла протестного цикла, идущего в настоящее время. Противоречия книги Некоторые критикуют нас за то, что мы вынесли Тель-Авив на обложку. В книге содержится глава о движении возмущенных в Израиле, и нас за это критиковали, руководствуясь чувством солидарности с народом Палестины. Но мы советуем нашим критикам прочитать эту главу. В ней содержатся ответы на реально существующие проблемы. И я думаю, что эта глава представляет особый интерес, по крайней мере для людей, заявляющих о своей солидарности с народом Палестины», подчеркивает Урбан. В свою очередь, Севилья добавляет, что «вокруг этого там разгорелся настоящий социальный конфликт, который создает питательную среду для того, чтобы в Израиле можно было поставить палестинский вопрос. В обстановке социального покоя, скучной традиционной политики это невозможно, но если существует подобное движение, можно создать определенные трещины, которые некоторые пытались создать в течение вот уже долгого времени». «Было необходимо, чтобы кто-то вызвал споры, для этого и писалась книга». Что нас ждет в будущем? Сейчас необходимо осознать происходящие процессы перегруппировки сил. Интеграция в общественное пространство всех слоев населения, которые образуют класс трудящихся в самом широком смысле этого слова, от классических рабочих, организованных в профсоюзы, до нынешней молодежи, еще не нашедшей своего места в мире, студентов, мигрантов, безработных, уже представляет собой политическую победу», поясняет Севилья. Поэтому сейчас мы должны двигаться дальше, смотря в будущее, но при этом не забывая о прошлом». Кроме того, «особую актуальность эта книга приобретет в мае, через год после начала маршей возмущенных и в связи с намеченными на 12 мая международными акциями. В этом смысле книга написана весьма вовремя. В этом и заключается секрет и книги, и общественных движений: события продолжают происходить. КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ: Voz crítica 04-04-2012 14:30 Дни капитализма сочтены, потому что человечество начинает осознавать, что эта система вырождается лишь в нищету и неравенство. Рынок существует вот уже несколько десятков тысяч лет, а без рыночного капитализма он восстанавливают свою суть, которая заключается в том, чтобы совместно работать и взаимно улучшать свое благосостояние. КАПИТАЛИЗМ = НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ aficionadoalaor 04-04-2012 14:32 Ни в Египте, ни в Испании, ни в США ничего не изменилось. Тысячи задержанных в США и Испании, тысячи раненых и сотни погибших в Египте. Если что-то и изменилось в Ливии благодаря НАТО, то только в худшую сторону, что поставило в глупое положение всех этих сторонников насаждения «демократии» с помощью НАТО в арабских странах, как это делает лакей империализма, выступающий под именем Сантьяго Альбы Рико. Kuyake 04-04-2012 19:33 Путь дальний, и зло по-прежнему сильно. Сосредоточив в своих руках лживые средства массовой информации, небольшая группка людей управляет сознанием большинства. Возможно, мы ошибаемся, что наши предложения не самые лучшие, но призываем всех к действию. Иной мир не только возможен, он неизбежен. Желаю всем здоровья и удачи! Луис Хименес Сан Мигель, inosmi.ru | ||
Категория: Kультура, образование, спорт | Просмотров: 1694 | Добавил: tamin | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |